Выставка «Великан эпохи Просвещения» (16+)
Выставка посвящена 330-летию со дня рождения Франсуа-Мари Аруэ Вольтера (1694 — 1778) — выдающегося французского писателя, философа. Вниманию читателей предложены произведения Вольтера в оригинальном варианте, на французском языке, а также в переводах на английский, немецкий и русский.
Великий поэт, драматург, историк, непримиримый противник церкви, фанатизма и догматизма, властитель дум своего века, Вольтер был назван А. С. Пушкиным «великаном своей эпохи». Вольтер обладал колоссальной работоспособностью. Нарушая устоявшиеся каноны, он проявил себя блестяще во всех областях литературного творчества, утверждая, что «все жанры хороши, кроме скучного».
Вольтер решился на отчаянную схватку с предрассудками, укоренившимися веками, с официальной идеологией, поэтому в его произведениях главное — не частная жизнь героев, а критика общественных порядков, злая сатира на церковь, суд, королевскую власть, феодальные войны и т.д.
По словам А. С. Пушкина, в «Философских повестях» Вольтера «философия заговорила общедоступным и шутливым языком». В написанной в 1758 году философской повести «Кандид, или Оптимизм», как и в «Задиге», снова поднимается вопрос о мировой гармонии. И если в «Задиге» Вольтер признает равную необходимость добра и зла, их взаимное уравновешивание, то «Кандид» посвящен развенчанию этой теории, критике философии «оптимизма». Отрицая примирение со злом, как «необходимым элементом мировой гармонии», но сохраняя веру в совершенствование человечества, Вольтер описал в своей повести утопическое идеальное государство Эльдорадо, цивилизованную страну с дворцами наук, без монахов, тюрем, тирании, где «все свободны», где золото не ценится и не приносит никому зла.
«Царевна Вавилонская» погружает нас в ярко раскрашенный мир сказки, где разлученные принцесса Формозанта и прекрасный пастух Амазан в поисках друг друга странствуют по европейским державам, изображенным аллегорически. Так, в государстве киммерийцев (Россия), где «мужчина» (Петр I) начал великие преобразования, а «женщина» (Екатерина II) их довершила, герои видят царящие искусства, великолепие, славу и утонченность.