Обзор «Пушкинский год» (12+)
Предлагаем ознакомиться с обзором цикла книжно-иллюстративных выставок, посвященных 225-летию со дня рождения поэта, имя которого носит наша библиотека. Выставки рассказывают о событиях, случившихся в жизни и творчестве Александра Сергеевича Пушкина. Они случились в разные годы, но стали ключевыми в его биографии.
Январь
Первое из ключевых событий в жизни А. С. Пушкина приходится на 20 января (8 по ст. ст.) 1815 года, когда в Царскосельском лицее проходил первый экзамен по русской словесности, на который был приглашен главный экзаменатор — поэт Гавриил Романович Державин (1843 — 1816). Пушкин тогда читал с блеском свои «Воспоминания в Царском Селе». Об этом незабываемом дне в романе «Евгений Онегин» можно прочесть: «Успех нас первый окрылил/ Старик Державин нас заметил/ И, в гроб сходя, благословил!» Этот день первого публичного выступления Пушкина запечатлел Илья Ефимович Репин на полотне «Пушкин на лицейском экзамене». Настроение картины — радость, восторг юности, вдохновение и смелость. Фигура юного поэта, кажется, сияет, она полна такой взволнованности и страсти, так динамична, что невольно веришь — этому юноше удастся все, что он задумает. На выставке можно увидеть репродукцию этой картины, книги и другие материалы о лицейской поре.
В январе 1825 года ссыльного в село Михайловское поэта посетил его любимый лицейский товарищ Иван Иванович Пущин. Друзья не могли наговориться. Пушкина интересовало все — и что о нем говорят в Петербурге и Москве, и как дела у лицеистов, говорит, что «с музой живит в ладу и трудится охотно и усердно». Разговор коснулся и тайного общества. После обеда с шампанским читали вслух «Горе от ума» по рукописной копии, привезенной Пущиным. Для «Полярной Звезды» Пушкин продиктовал начало «Цыган». День пролетел стремительно. Вечером Пущин уехал. Это была их последняя встреча. И. И. Пущин, участник восстания декабристов, был сослан в Сибирь на каторгу, из которой вернулся в 1856 году, когда Пушкина уже давно не было в живых. Но живы его чувства, так прекрасно переданные в стихотворении:
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
Зима 1825 года, проведенная поэтом в деревне, запечатлена на страницах романа «Евгений Онегин», который А. С. Пушкин продолжал писать в Михайловском. Достаточно открыть пятую главу романа, и мы оказываемся в родной стихии, где крестьянин на дровнях обновляет путь, где бегает дворовый мальчик, где гадают в крещенский вечерок. Попадаем на день рождения Татьяны Лариной, после которого случилась дуэль Ленского с Онегиным. Об этом пушкинском времени рассказывает третий раздел нашей выставки, где можно увидеть издания «Евгения Онегина», иллюстрации к нему Николая Кузьмина и Елены Самокиш-Судковской, комментарии к роману Владимира Набокова и др.
В январе 1830 года Александр Сергеевич Пушкин вписывает в альбом светской львицы Каролины Розалии Текле Собаньской (1795 — 1885), урожденной графини Ржевусской, стихотворение «Что в имени тебе моем» — один из шедевров лирической поэзии. Считается, что она также адресат стихотворения «Я вас любил...», а письмо Онегина к Татьяне передает мысли и чувства его писем к польской красавице, не ответившей ему взаимностью. О Каролине Собаньской рассказывает четвертый раздел выставки, где можно увидеть портреты красавицы, созданные пушкинским пером.
Пятый раздел посвящен первому изданию трагедии «Борис Годунов». Это событие приходится на январь 1831 года (по ст. ст. декабрь 1830). Трагедия закончена Пушкиным в ноябре 1825 года в селе Михайловском. В 1826 году рукопись представлена Николаю I. Царь положил резолюцию: «Я считаю, что цель г. Пушкина была бы выполнена, если б с нужным очищением переделал комедию свою в исторический роман, наподобие Вальтера Скотта». На это Пушкин ответил Бенкендорфу: «Согласен, что она более сбивается на исторический роман, нежели на трагедию, как государь император изволил заметить. Жалею, что я не в силах уже переделать мною однажды написанное». Четыре года пришлось Пушкину и его друзьям добиваться разрешения напечатать «Бориса Годунова». На выставке — фотография первого издания трагедии, другие ее издания из фонда библиотеки, ноты одноименной оперы М. П. Мусоргского.
Мало кто знает, что А. С. Пушкин состоял действительным членом Российской Академии наук. В январе 1833 года он получил наибольшее число голосов при избрании. Об этом можно узнать из шестого раздела выставки.
И, наконец, последний, седьмой раздел, рассказывает о родившейся в январе Авдотье Ильиничне Истоминой (1799 — 1848), русской балерине, приме Санкт-Петербургского балета, красавице. В «Евгении Онегине» А. С. Пушкин создал ее пленительный образ:
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет.
Февраль
Вторую книжно-иллюстративную выставку из цикла «Пушкинский год», посвященного 225-летию со дня рождения поэта, открывает стенд, посвященный первой в русской литературе романтической поэме «Кавказский пленник». А. С. Пушкин окончил ее в феврале 1821 года, находясь на юге. В поэме говорится о Кавказской войне, пленном русском офицере, его страданиях и спасении благодаря жертвенной любви юной черкешенки. Успех второй поэмы Пушкина был еще более громким, чем успех «Руслана и Людмилы». Русское общество впервые познакомилось с Кавказом и его жителями. В январе 1823 года в Петербурге состоялась премьера одноименного балета, поставленного Дидло. На нашем стенде можно увидеть изображение первого издания поэмы 1822 года, интересного тем, что в нем впервые опубликован портрет автора — молодого Александра Сергеевича, выполненный Егором Гейтманом.
Следующий стенд рассказывает о первой публикации отдельным изданием первой главы романа в стихах «Евгений Онегин». Пушкин изобрел специально для романа особую строфу из 14 стихов четырехстопного ямба — «онегинскую строфу». В работе над романом у Пушкина начал формироваться новый тип лирической поэзии — «небрежной», т.е. непринужденной, искренней, «простодушной», свободной от власти обветшавших традиций. Последняя глава вышла через семь лет, в начале февраля 1832 года. «Роман в стихах» оказался для Пушкина вместе с тем лабораторией и для его дальнейших поэм, и для художественной прозы, и для лирики. Первые строки романа, написанные более 200 лет назад, многие из нас помнят наизусть со школьной скамьи:
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог...
В феврале 1832 года вышла из печати «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», написанная Пушкиным в 1831 году, сразу же после женитьбы на Наталье Гончаровой. Одна из жемчужин поэтического наследия Пушкина. На выставке представлены иллюстрации к сказке Ивана Билибина, «Царевна-Лебедь» Михаила Врубеля, пластинки с записью оперы Николая Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Здесь же — издания сказки с иллюстрациями Бориса Дехтерева и Владимира Конашевича.
Четвертый стенд посвящен «Дубровскому», наиболее известному отечественному разбойничьему роману. В феврале 1833 года А. С. Пушкин завершил его девятнадцатую главу и больше к этой книге не возвращался. Из трех задуманных томов были написаны только два, и то в черновиках. Впервые роман опубликован в 1841 году, название книге дали ее издатели. В 1895 году композитор Э. Ф. Направник написал одноименную оперу.
Пятый стенд — самый печальный, он рассказывает о трагических событиях 1837 года — смертельном ранении А. С. Пушкина на дуэли с Ж. Дантесом; смерти поэта 10 февраля в 2 часа 45 минут пополудни; отпевании его в придворной Конюшенной церкви; похоронах А. С. Пушкина на кладбище Святогорского монастыря. Здесь представлены книга С. Абрамович «Пушкин. Последний год: Хроника, январь 1836 — январь 1837», работа П. Щеголева «Дуэль и смерть Пушкина», посмертная маска Пушкина, книги о музее-квартире поэта на Мойке, 12.
Шестой раздел выставки приглашает поближе познакомиться с Анной Петровной Керн (1800 — 1879), которая родилась 22 февраля. Она считается адресатом знаменитого стихотворения «Я помню чудное мгновенье...». На выставке представлены издания ее мемуаров о Пушкине, Дельвиге, Глинке, автобиографических записок. Ее профиль, нарисованный Пушкиным. Книги о ней, например, В. Сысоев «Анна Керн» в серии «ЖЗЛ» (2009).
В феврале родился и Семен Семенович Гейченко (1903 — 1993), создатель и первый хранитель мемориального музея-заповедника Александра Пушкина «Михайловское», писатель-пушкинист. Руководил музеем-заповедником А. С. Пушкина «Михайловское» в течение 45 лет. На выставке можно увидеть его портрет и книги «У Лукоморья», «Пушкиногорье», «В стране, где Сороть голубая...»; книгу В. Кубратова о С. С. Гейченко «Домовой» (1996) и др.
Март
Выставку открывает стенд, на котором рассказывается о поэме «Руслан и Людмила», оконченной А. С. Пушкиным в марте 1820 года. Работать над поэмой поэт начал еще в Лицее. Это стихотворная волшебная сказка, вдохновленная «Словом о полку Игореве», древнерусскими былинами, «Историей государства Российского» Н. Карамзина, старинной итальянской поэмой Ариосто «Неистовый Роланд». В мае поэма вышла отдельным изданием. Русская читающая публика приняла поэму восторженно, с ее появления началась всероссийская слава Пушкина. На выставке — факсимильное издание «Руслана и Людмилы», выполненное издательством «Художественная литература» в 1985 году, издание поэмы 1980 г. с иллюстрациями Л. Владимирского, издание на английском языке в США в 1999 г., записи оперы М. Глинки на грампластинках, видеофильм 1972 года.
Следующий стенд посвящен первому изданию пушкинской поэмы «Бахчисарайский фонтан». В этом году исполняется 200 лет со дня этой публикации. Вторая южная байроническая поэма написана А. С. Пушкиным в 1821 — 1823 гг. под впечатлением от посещения Бахчисарайского дворца крымских ханов. В 1934 году Борисом Асафьевым по мотивам поэмы поставлен одноименный балет. В 1953 году балет экранизирован. В главных ролях выступили Галина Уланова и Майя Плисецкая. На выставке — издания поэмы 1937 года («Academia»), факсимильное воспроизведение издания 1899 г., фотография Галины Улановой в образе Марии.
В марте 1830 года впервые вышла из печати седьмая глава «Евгения Онегина», где рассказывается о жизни Татьяны и прочих персонажей после отъезда из деревни Онегина. Татьяна посещает дом Евгения, читает забытые им книги. В конце концов, решается отправиться в Москву на «ярмарку невест». Заканчивается глава тем, что на московском балу на Татьяну обратил внимание ее будущий супруг. А открывается глава описанием весны:
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года...
На выставке — издания «Евгения Онегина» с иллюстрациями М. Добужинского, Н. Кузьмина, О. Коровина, последние издания романа.
В марте 1831 года в Москве, в церкви Большого Вознесения на Большой Никитской, Александр Пушкин обвенчался с Натальей Гончаровой. Пушкину — 31 год, Натали — 18. При обмене колец кольцо Пушкина упало на пол. Потом у него погасла свеча. Он побледнел и сказал: «Все — плохие предзнаменования!» Брак продлился шесть лет, в семье родилось четверо детей — два мальчика и две девочки. На выставке — «Письма Пушкина к жене», различные издания, посвященные Наталье Николаевне: роман А. Кузнецовой «Моя мадонна», исследование И. Ободовской и М. Дементьева, книга Рожновых «Жизнь после Пушкина».
1833, март. В альманахе «Новоселье» опубликована шуточная поэма «Домик в Коломне» — история о том, как новая кухарка в зажиточной семье внезапно оказалась переодетым в женское платье мужчиной. На выставке — факсимильное издание поэмы 1929 года, выполненное Русским обществом друзей книги. Издание оформил художник В. А. Фаворский, который считал «Домик в Коломне» первой книгой, которую он сделал сам, ему принадлежали весь план и макет издания. Ключевые моменты произведения художник отразил на занимающих всю страницу иллюстрациях, а на полях расположил небольшие гравюры, напоминающие пушкинские рисунки на краях рукописей. Кстати, на выставке можно увидеть замечательную иллюстрацию к поэме самого А. С. Пушкина. В 1922 году Игорь Стравинский написал короткую комическую оперу «Мавра», посвятив ее «памяти Глинки, Пушкина и Чайковского». Издание нот оперы также украшает наш стенд.
Через год, в марте 1834 г., в Санкт-Петербурге, во 2-м номере журнала «Библиотека для чтения», опубликована повесть «Пиковая дама». Об этом событии А. С. Пушкин писал в своем дневнике: «Моя „Пиковая дама“ в большой моде, игроки понтируют на тройку, семерку и туза». На сюжет книги написаны две оперы — австрийцем Францем фон Зуппе и Петром Ильичом Чайковским, она не раз экранизировалась, в том числе Яковом Протазановым и Игорем Масленниковым. На выставке — замечательные издания повести с иллюстрациями А. Бенуа (факсимильное воспроизведение издания 1911 года) и иллюстрациями Г. Епифанова. Любопытно представленное издание комикса «Пиковая дама by Alex Pushkin» (2002), его автор Катя Метелица, известный филолог, журналист, эссеист и писатель. На стенде — альбом грампластинок с оперой П. И. Чайковского, коробочка с духами «Пиковая дама». Повести исполняется 190 лет.
В марте 1879 года в Москве в Малом театре впервые поставлена опера «Евгений Онегин». Первое исполнение было подготовлено студентами Московской консерватории. Они спели и сыграли ее под руководством Николая Григорьевича Рубинштейна. Одна из самых репертуарных опер русской и мировой оперной сцены. Она наполнена музыкой, полной чувств и эмоций, позволяющей зрителям проникнуться атмосферой того времени и пережить вместе с героями их радости и печали. Для истинных меломанов «Евгений Онегин» — настоящая россыпь оперных «шлягеров». Ария Гремина «Любви все возрасты покорны», ария Онегина «Когда бы жизнь домашним кругом...», и, конечно же, великая ария Ленского «Куда, куда вы удалились...» На выставке — партитура оперы, альбом грампластинок с записью оперы, программки спектаклей Большого театра СССР и Новосибирского театра оперы и балета, сохраненные томичами.
Апрель
В апреле 1758 года, 266 лет назад, в семье крепостного крестьянина Родиона Яковлева родилась дочь, нареченная Ириной. И сегодня мы помним Арину Родионовну и благодарны ей за любовь и заботу о Пушкине. Поэт обязан своей няне первым знакомством с народной поэзией, она была посредницей в его сношениях с русским сказочным миром. С ее слов написаны сказки «О царе Салтане», «О мертвой царевне и семи богатырях», «О попе и работнике его Балде». На выставке представлены книги Михаила Филина «Арина Родионовна» (серия «ЖЗЛ», 2008) и «Апология няни» (2009), собрание посвященных Арине Родионовне стихов и прозы.
Другим важным человеком в судьбе А. С. Пушкина стал Николай Васильевич Гоголь, родившийся 1 апреля 1809 года, 215 лет назад. Они познакомились в мае 1831 года. Пушкин подарил Гоголю сюжеты «Ревизора» и «Мертвых душ». Гоголь сотрудничал в пушкинском журнале «Современник», где опубликовал повести «Коляска», «Нос», «Утро делового человека» и др. Тяжело переживал смерть поэта: «Все наслаждение моей жизни, все мое высшее наслаждение исчезло вместе с Пушкиным. Ничего не предпринимал без его совета. Ни одна строка не писалась без того, чтобы я не воображал его перед собою». На выставке можно увидеть пушкинский портрет Гоголя, книгу Г. П. Макогоненко «Гоголь и Пушкин» (1985), сборник докладов на эту тему на Четвертых Гоголевских чтениях (2005), издания «Ревизора».
В апреле 1824 года, 200 лет назад, скончался лорд Джордж Ноэль Гордон Байрон (1788 — 1824), английский поэт-романтик. Его громадный талант и яркая самобытность произвели сильнейшее впечатление на Пушкина. В 1820 г. он начал изучать английский язык, чтобы оценить прелесть языка, гармонию и силу байроновского слова. Два современника, два гения, русский и британский, стали гениями общечеловеческими. В их творчестве отразилась одна и та же эпоха, но каждый показал ее по-своему. На выставке вы встретите пушкинский портрет Байрона, книги «Байрон и Пушкин» В. М. Жирмунского, «Пушкин и Англия» А. Долинина, «Байрон, Пушкин, Мицкевич: смерть и судьба» С. Шпокявичюса и др.
195 лет назад, в апреле 1829 года, впервые была издана пушкинская поэма «Полтава», действие которой происходит в 1709 году. Об этой поэме А. С. Пушкин писал: «Сильные характеры и глубокая, трагическая тень, набросанная на все эти ужасы, вот что увлекало меня. „Полтаву“ написал я в несколько дней, долее не мог бы ею заниматься и бросил бы ее». На выставке, кроме нескольких изданий поэмы, можно увидеть партитуры оперы П. И. Чайковского «Мазепа».
В апреле 1833 года в типографии Смирдина впервые издан полностью гениальный роман в стихах «Евгений Онегин». Пятитысячный тираж разошелся за неделю. Одно из самых значимых произведений русской литературы представлено на нашей выставке иллюстрированными изданиями на русском и английском языках, комментариями к роману В. Набокова, Ю. Лотмана и Н. Бродского.
...собранье пестрых глав
Полусмешных, полупечальных,
Простонародных, идеальных,
Небрежный плод моих забав,
Бессонниц, легких вдохновений,
Незрелых и увядших лет
Ума холодных наблюдений
И сердца горестных замет.
Последняя сказка А. С. Пушкина — «Сказка о золотом петушке» — издана в апреле 1835 года. Меньше всех других она похожа на русскую народную сказку. Эту историю считают одним из самых загадочных произведений Пушкина и трактуют ее смысл по-разному. На выставке представлено великолепное издание сказки в иллюстрациях И. Я Билибина, современные ее издания, а также любопытные литературоведческие статьи.
Завершает нашу выставку стенд, посвященный пушкинскому журналу «Современник». Его первый номер вышел в Санкт-Петербурге 23 апреля 1836 года тиражом 2400 экз. На страницах «Современника» были напечатаны произведения А. С. Пушкина — «Пир Петра Первого», «Путешествие в Арзрум», «Скупой рыцарь», «Из А. Шенье», «Капитанская дочка», а также сочинения Гоголя, Жуковского, Одоевского, Баратынского, Тютчева, Тургенева. Однако из-за небольшого числа подписчиков он оказался для издателя А. С. Пушкина разорительным — не покрывались ни типографские расходы, ни гонорары сотрудников. На выставке представлены факсимильные издания «Современника» и книга о нем Татьяны Борисовны Фрик «„Современник“ А. С. Пушкина как единый текст», изданная в Томске в 2009 году.
Май
Май в жизни и творчестве Александра Сергеевича Пушкина отмечен многими событиями. Расскажем о некоторых из них.
Еще до рождения поэта на свет появились два замечательных человека, серьезно повлиявшие на его становление. Прежде всего, это его дядя, брат отца, Василий Львович Пушкин (1766 — 1830), русский поэт. Ему суждено было стать первым литературным наставником, «Парнасским отцом» юного Александра Сергеевича. Благодаря дяде, Пушкин познакомился с его друзьями — литературными корифеями Н. М. Карамзиным, И. И. Дмитриевым, В. А. Жуковским, П. А. Вяземским. В истории литературы Василий Львович известен как автор эпикурейской лирики и шуточной поэзии, поэмы «Опасный сосед». На выставке — издания его стихов, прозы и писем; портрет; герб семьи Пушкиных; сборник «Французские стихи» В. Л. и А. С. Пушкиных в переводе Н. Муромской (М., 2018).
Второй стенд рассказывает о превосходном русском поэте Константине Николаевиче Батюшкове, чей день рождения приходится на 18 мая 1787 года. Любовь к Данте, Тассо, Петрарке, Ариосто, Боккаччо позволила ему внести в русскую поэзию мелодику, почти итальянское благозвучие. Поэтическое наследие Батюшкова, отмеченное совершенством стиха и глубоким психологизмом, Пушкин очень высоко ценил. На выставке, кроме его сочинений в стихах и прозе, — томик из серии «ЖЗЛ» А. Ю. Сергеевой-Клятис, документальная повесть «Ахилл, или Жизнь Батюшкова» В. В. Афанасьева, литературоведческие работы Н. В. Фридмана и В. А. Кошелева.
Серьезным потрясением для молодого А. С. Пушкина стала его высылка из Санкт-Петербурга в мае 1820 года. К этому времени его стихи «Вольность» и «Деревня» стали известны читающей публике и по столице поползли слухи о вольнодумстве поэта. Власти решили Пушкина перевести по службе на юг, в распоряжение генерала Инзова. В течение 1820 — 1824 гг. поэт познакомился с Крымом и Кавказом, Украиной и Бессарабскими степями. Написал «Кавказского пленника», «Бахчисарайский фонтан», «Братьев-разбойников», начал работу над «Евгением Онегиным». Об этой перемене в жизни Пушкина рассказывает наш третий стенд.
В мае 1827 года впервые отдельным изданием вышел первый полный вариант поэмы «Цыганы», последней южной романтической поэмы А. С. Пушкина. В Кишиневе он провел в цыганском таборе несколько дней и хорошо изучил обычаи и нравы этого народа. «Цыганы» пользовались особым успехом у писателей декабристского лагеря, Рылеева и Бестужева. Их особенно привлекал характер Алеко. На сюжет поэмы С. Рахманинов написал в 1892 г. свою первую оперу «Алеко». Многие отлично помнят пушкинские строки:
...Но счастья нет и между вами,
Природы бедные сыны!..
И под издранными шатрами
Живут мучительные сны,
Бессонниц, легких вдохновений,
В пустынях не спаслись от бед,
И всюду страсти роковые,
И от судеб защиты нет.
В мае 1830 года, после помолвки с Натальей Гончаровой, Пушкин приехал в Полотняный завод, усадьбу Гончаровых, поселился на втором этаже огромного трехэтажного дома, окруженного садом. Вскоре он узнал, что имение обременено огромным долгом и заложено. Надежд на получение приданого не осталось. Вместо него он обрел 200-пудовую статую Екатерины II и дал будущей теще одиннадцать тысяч на шитье гардероба. Второй раз он посетил Полотняный завод в 1834 году. В 1999 году под Калугой открылся мемориальный музей-заповедник «Полотняный Завод».
В мае 1835 года, в журнале «Библиотека для чтения» впервые опубликована пушкинская «Сказка о рыбаке и золотой рыбке». Многие видят в сказке историю жадной старухи, кто-то — нежную любовь к старухе ее старика, готового на все ради избранницы, еще одно понимание — столкновение двух цивилизаций — античной (старуха с прялкой) и христианской (старик-рыбак). Из сказки в русский лексикон вошла и продолжает счастливо жить всем понятная поговорка — «остаться у разбитого корыта».
Май в семье Пушкина стал месяцем рождения первого ребенка — дочери Марии (1832 — 1919) и второго сына — Григория (1835 — 1905). О них рассказывают книги Виктора Михайловича Русакова, представленные на выставке, — «Потомки А. С. Пушкина» и «Рассказы о потомках А. С. Пушкина».
Лето
Открыта очередная выставка из цикла «Пушкинский календарь». Лето для Александра Сергеевича Пушкина — время важных событий: собственного рождения 6 июня, рождения его матери Надежды Осиповны (2 июля 1775 года), его сына Александра и дочери Натальи. Летом родились его друзья — Денис Васильевич Давыдов (27 июля 1784 года), Петр Андреевич Вяземский (23 июля 1792 года), Петр Яковлевич Чаадаев (7 июня 1794 года), Антон Антонович Дельвиг (6 августа 1798 года). Нельзя не отметить и день рождения царя Николая I (6 июля 1796 года), с которым у Пушкина сложились особые отношения.
В июле 1811 года из Москвы в Петербург отправились известный поэт Василий Львович и его племянник Александр Пушкин для определения подростка в Лицей. Через три года, в июле 1814-го, в журнале «Вестник Европы» состоялась первая публикация А. С. Пушкина — стихотворение «К другу-стихотворцу». В июне 1817 года в Лицее состоялся выпускной акт, Пушкин зачислен на службу в Коллегию иностранных дел. Август 1820 года проводит в Гурзуфе — «счастливейшие минуты жизни моей провел я среди семейства Раевского... свободная, беспечная жизнь, которую я так люблю и которой никогда не наслаждался». В августе 1824 года, 200 лет назад, Пушкин приехал в ссылку в Михайловское. Летом 1829 года состоялось его путешествие в Арзрум.
Первая витрина выставки посвящена жизни и творчеству Д. В. Давыдова, адресату пушкинских строк:
Тебе, певцу, тебе, герою!
Не удалось мне за тобою
При громе пушечном в огне
Скакать на бешеном коне...
Вторая — П. А. Вяземскому, с которым Пушкина сближало стремление создать новую литературу, сходство вкусов, насмешливо-независимое отношение к авторитетам. Вяземский одним из первых оценил творчество Пушкина.
На третьей витрине, посвященной П. Я. Чаадаеву, представлены его «Философические письма», книги о нем. Известно стихотворение Пушкина «К портрету Чаадаева»:
Он вышней волею небес
Рожден в оковах службы царской;
Он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес,
А здесь он — офицер гусарской.
В романе «Евгений Онегин» Пушкин сравнил с ним Евгения Онегина, желая характеризовать своего героя как настоящего денди: «Второй Чадаев, мой Евгений...» В дневнике Пушкина есть запись: «Твоя дружба мне заменила счастье...» (1821).
Особая витрина посвящена и поэту А. А. Дельвигу, близкому другу Пушкина с лицейских лет. Их объединяли литературные вкусы, сотрудничество в «Литературной газете», общие радости и утраты. При встрече и расставании они целовали друг другу руки. В стихах Антона Антоновича Пушкин отмечал «необыкновенное чувство гармонии и той классической стройности, которой никогда он не изменял».
«Поэт и царь» — тема витрины, рассказывающей об отношениях Пушкина и Николая I.
Его я просто полюбил:
Он бодро, честно правит нами;
Россию вдруг он оживил
Войной, надеждами, трудами.
В речи профессора Е. В. Петухова, родившегося в Томске в 1863 году, «Об отношениях императора Николая I и А. С. Пушкина» читаем: «Эти взаимные отношения, необычайно близкие для лиц столь разделенных между собою общественным положением, исполненные с одной стороны благожелательности и великодушия, а с другой — независимой прямоты, достоинства и душевного благородства, составляют любопытнейшую страницу в истории новейшей нашей литературы».
Лето в семье Пушкина отмечено рождением 6 июля 1833 года сына Александра, сделавшего прекрасную военную карьеру, и дочери Натальи (4 июня 1836), потомки которой относятся к высшему свету Великобритании. О них рассказывают книги Виктора Михайловича Русакова, представленные на выставке.
Осень
И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русской холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь:
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят — я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн — таков мой организм
(Извольте мне простить ненужный прозаизм).
Открылась очередная выставка из цикла «Пушкинский календарь». Большинство наших стендов посвящено Болдинской осени. Она началась 3 сентября 1830 года, когда Пушкин приехал в родовое имение. Почти на три месяца его задержал в Болдино холерный карантин, подаривший поэту 88 дней, наполненных необыкновенным вдохновением. В это время было написано 58 произведений. И каких! Александр Сергеевич завершил работу над «Евгением Онегиным», циклами «Повести Белкина» и «Маленькие трагедии», написал поэму «Домик в Коломне», около 30 лирических стихотворений. Подобного творческого взлета всемирная литература не знает. Болдинскую осень называют гордостью и загадкой отечественной и мировой культуры, тайной, проникнутой волшебством, колдовской силой.
Книги и другие экспонаты нашей выставки рассказывают о Болдине, демонстрируются издания «Маленьких трагедий» с иллюстрациями В. Фаворского, А. Кравченко, братьев Трауготов. Можно увидеть свежее событие иллюстрированной пушкинианы 2023 года — «Маленькие трагедии», вышедшие в издательстве «Зебра Е» с гравюрами молодого художника М. Белогурова. Здесь же записанный на DVD фильм М. Швейцера 1979 года.
На стенде, рассказывающем об издании «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина», встретим книги, оформленные выдающимися художниками В. Милашевским и Д. Шмариновым, а также новейшее издание 2019 года с иллюстрациями С. Жужнева. На этом же стенде — пластинка с музыкой Г. В. Свиридова к повести «Метель».
Четвертый стенд представляет различные издания романа в стихах «Евгений Онегин», одного из самых знаменитых произведений русской классики, в том числе переводы романа на английский язык. На выставке — всем хорошо знакомое издание с иллюстрациями В. Свитальского в технике силуэта, издание с иллюстрациями Е. П. Самокиш-Судковской, и, конечно, любимого многими художника Н. В. Кузьмина.
Один из стендов рассказывает об оконченной в Болдине «Сказке о попе и работнике его Балде», которая при жизни Пушкина не издавалась. На выставке — книжки с иллюстрациями Б. Дехтерева, В. Коркина, А. Елисеева, пластинка с записью мюзикла, где сказка исполнена Олегом Анофриевым (запись 1975 года).
Болдинская осень 1833 года знаменательна тем, что была написана поэма «Медный всадник», одно из самых совершенных поэтических произведений Пушкина. На стенде — издания поэмы с иллюстрациями А. Бенуа, Ф. Константинова.
Завершает выставку стенд, посвященный 130-летию Юрия Николаевича Тынянова (1894 — 1943), автора романа «Пушкин», главного произведения его жизни, задуманного как «эпос о рождении, развитии, гибели национального поэта». На стенде — издания его романов «Кюхля», «Смерть Вазир-Мухтара», повести «Подпоручик Киже».
Ноябрь
Семь стендов рассказывают о пушкинских темах, связанных с ноябрем. Первый рассказывает о Ксавье де Местре (Maistre, 1763 — 1852), который родился 8 ноября. Этот француз, писатель, ученый, художник, военный деятель, запечатлел образы маленького А. С. Пушкина и его мамы Н. О. Пушкиной. На стенде можно увидеть эти портреты, публикацию фрагмента его «Путешествия вокруг моей комнаты» в журнале «Золотой век», повесть «Параша-сибирячка» о жизни необыкновенной девушки Прасковьи Лупаловой, которая совершила подвиг самоотвержения и пешком пришла из Сибири в Петербург просить у Государя помилования своему отцу.
Второй стенд посвящен Екатерине Андреевне Карамзиной (1780 — 1851), супруге Н. М. Карамзина, одной из самых выдающихся женщин петербургского общества 1820 — 1830-х годов. Сыграла, быть может, главную роль в заступничестве ее мужа за Пушкина перед Александром I в тревожные апрельские дни 1820 года. Возможно, именно она была его той самой «потаенной любовью», которая мучила всю жизнь А. С. Пушкина. В 1837 году за день до смерти умирающий Пушкин призвал к себе Екатерину Андреевну для последнего прощания и благословения.
На третьем стенде представлены книги, рассказывающие о Владимире Ивановиче Дале (1801 — 1872), составителе знаменитого четырехтомного Толкового словаря, на страницах которого напечатаны 200 000 слов, 30 000 пословиц, поговорок и загадок, приводимых для наиболее точного разъяснения значений слов. В 1832 году он познакомился с А. С. Пушкиным и сопровождал поэта по пугачевским местам Оренбургского края. Даль провел с Пушкиным последние 46 часов жизни поэта. На смертном одре Пушкин подарил другу свой талисман — золотой перстень с изумрудом.
19 ноября 1825 года А. С. Пушкин окончил работу над исторической драмой о Смутном времени «Борис Годунов». В этот же день он писал П. А. Вяземскому: «Трагедия моя кончена; я перечел ее вслух, один, и бил в ладоши и кричал, ай да Пушкин, ай да сукин сын!» Смысл пушкинской трагедии в постановке универсальных, «вечных» вопросов —допустима ли узурпация власти; можно ли творить добро, совершив единожды зло; какова цена раскаяния за содеянное? Кроме различных изданий трагедии на выставке представлена запись на пластинках одноименной оперы Модеста Мусоргского.
Через восемь лет, 16 ноября 1833 года, в Болдине А. С. Пушкиным написана «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Ее сюжет встречается в фольклорном творчестве многих народов мира. Например, в сказке братьев Гримм «Белоснежка». Но пушкинский вариант отличается от уже известных. Его сказка более лирична. С точки зрения литературы, его сказка выступает связующим звеном между народным творчеством и художественной литературой. На выставке представлены издания сказки с иллюстрациями Владимира Конашевича, Бориса Дехтерева, Тамары Юфа, Евгения Антоненкова.
Шестой стенд выставки посвящен трудам литературоведа Бориса Викторовича Томашевского (1890 — 1957), который родился 29 ноября. В 1946 г. он возглавил рукописный отдел Пушкинского дома, а в 1957 г. — сектор пушкиноведения. Принимал участие в подготовке и редактировании полного академического собрания сочинений Пушкина (1937 — 1949). Участвовал в составлении словаря языка Пушкина, издании пушкинских томов «Литературного наследства». Автор книги «Пушкин. Современные проблемы историко-литературного изучения». За монографию о Пушкине посмертно удостоен премии им. В. Г. Белинского АН СССР.
На последнем, седьмом, стенде вниманию томичей представлены репродукции пушкинианы художника Евсея Евсеевича Моисеенко, скончавшемся в ноябре 1988 года. На стенде можно увидеть серию его работ, среди которых «Пушкин на прогулке» (1962), «Пушкин в аллее» (1980), «Дуэль» (1977) и другие. Одна из его работ отражает момент, когда после дуэли Никита Козлов — «дядька», знавший Пушкина с первых дней жизни, крепостной, ставший ему настоящим другом и прошедший с ним практически весь жизненный путь, — переносит смертельно раненного поэта из кареты в дом. Художник создал своего рода «реквием поэту».
Декабрь
Первый стенд посвящен дню рождения княгини Зинаиды Александровны Волконской (14 декабря 1789 — 1862), замечательной певицы, хозяйки литературного салона. Ей А. С. Пушкин посвятил стихотворение:
Среди рассеянной Москвы,
При толках виста и бостона,
При бальном лепете молвы
Ты любишь игры Аполлона.
Царица муз и красоты...
Зинаида Александровна чрезвычайно гордилась своей дружбой с великим поэтом. Мало кто знает, что самый первый в мире памятник Пушкину был установлен в Италии в 1837 году, как только весть о гибели поэта достигла Рима, где она тогда жила. Княгиня распорядилась установить стелу в память о нем на своей вилле, на аллее друзей.
20 декабря 1801 года родился Павел Воинович Нащокин, ближайший друг А. С. Пушкина последних лет его жизни. Во время своих ежегодных приездов в Москву Пушкин, как правило, останавливался у Нащокина, где ему была выделена комната. Мечтая сохранить память об интерьерах своего дома, связанного с именем Пушкина, Нащокин заказал макет комнат своего особняка со всей обстановкой. Теперь домик находится в качестве экспоната во Всероссийском музее А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге, это бесценный памятник московского быта пушкинских времен.
Третий стенд посвящен окончанию А. С. Пушкиным второй главы романа «Евгений Онегин» 8 декабря 1823 года.
Деревня, где скучал Евгений,
Была прелестный уголок;
Там друг невинных наслаждений
Благословить бы небо мог...
В этой главе говорится о знакомстве Онегина с Владимиром Ленским, поездка друзей в гости к Лариным. Приводятся портреты Лариных-старших, их дочерей Татьяны и Ольги.
Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
14 декабря 1825 года в Михайловском А. С. Пушкин окончил работу над поэмой «Граф Нулин», блестящим и остроумным анекдотом в стихах. Поэма написана в той же ироничной реалистической манере, что и «Евгений Онегин». «Бывают странные сближенья...» — обронил поэт, узнав, что как раз на это время пришлось выступление декабристов на Сенатской площади. Издания поэмы, а также грамзапись чтения поэмы блестящим артистом Сергеем Юрским представлены на четвертом стенде.
18 декабря 1828 года — день знакомства А. С. Пушкина с юной Натальей Гончаровой на балу танцмейстера Йогеля. Девушке было 16 лет. Она только начала выезжать в свет. «Никогда еще с таким грустным чувством не приезжал я на бал. Тайное предчувствие томило меня и волновало душу. Петр Вяземский что-то говорил мне и показывал на молоденьких барышень, которые впервые появились в светском обществе. И вдруг какая-то сила заставила меня обернуться. Я увидел ее — в прозрачном облаке воланов и кружев, в толпе молодых поклонников, в окружении многочисленной родни и знакомых... Я шагнул навстречу своей судьбе», — писал поэт. Пятый стенд посвящен Н. Н. Гончаровой, здесь ее портрет работы А. С. Пушкина, ей адресованные стихи.
Шестой стенд представляет трагедию «Пир во время чумы», напечатанную 1 декабря 1831 года. Четвертая из маленьких трагедий А. С. Пушкина была создана в болдинскую осень 1830 года, когда в России разразилась эпидемия холеры. Из небольшого отрывка трехактной пьесы шотландца Джона Уилсона А. С. Пушкин создал отдельное произведение, обладающее невероятной духовной силой, художественным единством, законченностью и высоким художественным достоинством.
19 декабря 1890 года родился Николай Васильевич Кузьмин (1890 — 1987), русский художник-график, народный художник РСФСР. В «Евгении Онегине» сотнями беглых рисунков он проиллюстрировал не столько сюжет, сколько авторские отступления, на лету брошенные мысли поэта, его лирические состояния, заставляя и читателя совершенно по-новому воспринимать знакомый роман. Эти рисунки — результат глубокого творческого проникновения в дух и характер пушкинских персонажей. Также он автор рисунков к «Графу Нулину» и «Эпиграммам». «Самый литературный из всех наших графиков», сказал о нем Корней Чуковский.