Выставка «Томское отделение Императорского музыкального общества» (16+)
Выставка посвящена юбилею Томского отделения Императорского музыкального общества.
Основу экспозиции составляют издания из фонда сектора редких книг нашей библиотеки: отдельные отчеты Томского музыкального общества, которые издавались в виде отдельных выпусков — брошюр за каждый отчетный годовой период: Адрианов, А. В. «Город Томск в прошлом и настоящем» (Томск, 1890), Чирков, Н. С. «Путеводитель по г. Томску и его окрестностям» (Томск, 1905), Чавыкин, Г. В. «Весь Томск на 1911 — 1912 гг.: адресно-справочная книжка» (Томск, 1911). Здесь же представлены «Сибирская газета» и публикации современных историков и краеведов.
В середине XIX века свои музыкальные запросы томичи решали разными способами. Было домашнее занятие музыкой, частные уроки игры на инструментах, уроки музыки в учебных заведениях, хорошо развито было духовное пение в храмах города. В середине 1870-х гг. в Томске появился самодеятельный непрофессиональный коллектив из любителей музыки под руководством Р. К. Сирена. Его концерты (хор, солисты — исполнители на скрипке, рояле, певцы) пользовались у томичей большим успехом. В кружок Сирена входила Елизавета Алексеевна Дмитриева-Мамонова — жена председателя Томского губернского правления, ученица Н. Г. Рубинштейна. Благодаря ее настойчивости Главная дирекция Русского музыкального общества разрешила открыть Томское отделение. В начале марта 1879 года была избрана дирекция Томского отделения Императорского музыкального общества во главе с Е. А. Дмитриевой-Мамоновой.
На своих концертах Томское отделение исполняло фрагменты из русских и зарубежных опер, симфоний, камерной, инструментальной и вокальной музыки, хоровые произведения. Число членов томского отделения Императорского музыкального общества не было постоянным, а пополнялось за счет томской интеллигенции и ссыльных.
С открытием Томского университета деятельность музыкального отделения оживилась. Особого уважения заслуживает музыкально-просветительская деятельность первого ректора университета — профессора Н. А. Гезехуса. Он не только сам играл на скрипке, но и обучал студентов, покупал им инструменты, поощрял участие в концертах музыкального общества.
В деятельности томского отделения Императорского музыкального общества активное участие принимали профессора томских вузов и педагоги гимназий: Н. М. Малиев, Е. Л. Зубашев, Н. А. Александров, В. И. Богомолова, П. А. Лебедев, А. А. Солодов, М. И. Герасимов, С. И. Залесский и др.
Особое место в истории музыкальной жизни Томска принадлежит супругам Г. С. и К. И. Томашинским. Камилла Ивановна Томашинская была не только постоянной участницей концертов музыкального общества, но и избиралась его председателем. С открытием музыкальных классов, преподавала в них. В 1901 году она открыла первую частную музыкальную школу в Томске.
Февральская революция 1917 года внесла свои изменения в деятельность различных научных, благотворительных и творческих обществ, созданных в царской России. Из их названий сначала исчезло слово «императорское», означавшее высочайшее покровительство. А в октябре 1918 года был издан декрет, по которому «все губернские и городские отделения русских музыкальных обществ и состоящие при них консерватории и другие учреждения объявляются государственными учреждениями и переходят в ведение Комиссариата народного просвещения».
Этот декрет фактически положил конец деятельности Томского отделения музыкального общества и оно прекратило свое существование.